Томские депутаты побывали в районе новостроек Южные Ворота

4 июля 2018

Выездное заседание совета Законодательной думы Томской области 3 июля было посвящено реализации государственных программ в строительной отрасли.

Как стало известно НИА Томск, темой обсуждения стала реализация госпрограммы «Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области» в части использования бюджетных средств и налоговых льгот. Совет думы, куда входят председатель областного парламента, заместитель председателя, начальники всех профильных комитетов и руководители думских фракций, побывали в Южных воротах. Итоги депутаты планируют подвести к заседанию совета думы в августе.

Новый жилой мегарайон Южные Ворота является точкой развития и центром будущей экономической агломерации численностью 1,2 млн человек, которая включает в себя Северск, Асино, Томский район, Шегарский район, а также населенные пункты Кемеровской области, находящиеся на расстоянии до ста километров от Томска: Болотное, Юрга, Яшкино, Анжеро-Судженск, Тайга, Борики, Яя.

Томская домостроительная компания в январе 2015 года подвела итоги голосования по выбору названия для нового мегарайона в Томском районе. Выбрали навание Южные Ворота. Всего проголосовало 1967 человек. Конкурс прошёл в два этапа. В течение первого томичи прислали организаторам более трёх тысяч названий.

Почему строители выбрали именно этот район? Южное направление — самое благоприятное для проживания с точки зрения экологии и инфраструктурной обеспеченности. Здесь спокойный и ровный рельеф, рядом леса, поля и чистые озера. В ТДСК предусмотрели не только сохранение всей зеленой зоны вокруг жилого комплекса, но и дальнейшее развитие мест отдыха в его центральной части.

Площадка площадью 70 гектаров сопоставима по своим масштабам и потенциалу с проектом «Солнечная долина». Проект мегарайона на территории Зональненского поселения предусматривает поэтапную застройку жилыми домами, объектами социальной и бытовой инфраструктуры.

Южное направление развития города рассматривали еще в советское время. В конце 1980-х — в начале 1990-х годов шло бурное строительство южного энергоцентра. Мощная котельная должна была обеспечить теплом эту часть Томска и способствовать развитию в сторону поселка Зональная станция. В начале 1990-х годов стройка остановилась, и постепенно объект обветшал. Но самой тяжелой задачей была прокладка водопровода. Решить ее не получилось даже в советские годы. ТДСК смогла разработать проект, провести его экспертизу, найти источник финансирования и выступила заказчиком строительства водопровода. В 1980—1990-е годы не были реализованы и планы по прокладке канализации.

Чтобы приступить к новому проекту, ТДСК взяла на себя инициативу по проектированию и строительству всего комплекса коммунальных и энергетических сетей. Новые сети, открывающие развитие Томска в южном направлении, были готовы к сентябрю 2015 года – к моменту сдачи первых трех домов. По словам генерального директора ОАО «ТДСК» Александра Шпетера, это событие стало настоящим прорывом в создании агломерации Томска и Томского района.

В феврале 2015 года ТДСК объявила, что за пять лет инвестирует 30 млрд рублей в строительство нового жилого комплекса Южные Ворота. В эту цену входит строительство жилья, социальных объектов, дорог, строительство подводящих инженерных коммуникаций. Общая площадь жилых зданий, которые планируется построить в течение пяти лет, составляет около 600 тысяч квадратных метров на 10 тысяч квартир эконом-класса с 18 тысячами жителей. В перспективе район комплексной застройки Южные Ворота может расширить свои границы, и тогда общая площадь жилья увеличится до миллиона квадратных метров.

Первые инвестиции включали обеспечение инженерной инфраструктуры Южных Ворот – там, где до сих пор ничего из централизованных сетей не было. ТДСК оплатило строительство водовода мощностью более 5 тысяч кубометров в сутки, новой теплотрассы и электрических сетей. Так называемый «входной билет» обошелся инвестору в 500-700 млн рублей.

Сейчас строятся первые три дома, начинается строительство еще двух домов. Одновременно формируется улично-дорожной сеть вокруг первого квартала и проектируются соседние кварталы, которые будут строиться в 2016 году.

Общая застройка включает все типы современных многоэтажных зданий – не только традиционные крупнопанельные дома, но и монолитные каркасные здания системы «Каскад», кирпичные постройки, которые разнообразят архитектурную композицию.

ТДСК приняла участие в обеспечении транспортной доступности к будущему району. Первое направление – от Южной через улицу Континентальную и Степановскую. Степановский участок дороги построен и введен в эксплуатацию. Железнодорожный переезд на площади Южной при участии ТДСК в 2014 году был расширен..

Второй путь – через улицу Богдана Хмельницкого, выходящей к сложному пока железнодорожному переезду в районе Томска-I. Администрация города Томска в декабре договорилась с руководством Западно-Сибирской железной дороги о том, что в 2015 году будет разработан проект реконструкции Степановского переезда с расширением до четырех полос. Планировалосб, что, как и в случае с Мокрушинским переездом, расширение после утверждения проекта произойдет быстро, то есть не позже 2016 года.

В 2015 году должно было начаться проектирование и строительство автомобильной дороги «Томск – Тайга». Она стартует от кольца на пересечении улиц Осенней и Клюева, пройдет через Академгородок в сторону аэропорта и затем в сторону Тайги. Утвержденный маршрут шестиполосной скоростной трассы к железнодорожной магистрали Транссиба пролегает рядом с Южными Воротами. Эта же дорога является частью будущего малого транспортного кольца города – утвержденной мэрией Томска транспортной схемой. Если бы проект был реализован, то в течение 20 минут из нового района можно было бы на автомобиле попасть и в центр города, и в любую его отдаленную часть.

Если сопоставить местоположение Южных Ворот с основными точками притяжения горожан, то до площади Ленина – 6 километров, конец Иркутского тракта – 8 километров: все это даже не транспортная, а пешеходная доступность. Железнодорожный вокзал и река Томь – в трех километрах. До реки Ушайки полтора километра, на таком же расстоянии Степановский пруд. Балгоприятствует проживанию здесь и сама природа: вокруг богатые сосновые леса, поля, экологически чистая территория, свободная от промышленных зон.

Новый жилой район позволил ТДСК сохранить значительные объемы жилищного строительства в Томске и в целом агломерации, включающей Северск и часть Томского района. А еще более расширяя «географию», Южные Ворота – первый масштабный проект компании за пределами Томска. А тема и перспектива развития Томска в сторону Транссиба – для томичей вообще сопоставима с «окном в Европу» Петра Первого.

Очевидно, что вся сопряженная с Южными Воротами территория в будущем будет также застроена современными микрорайонами. В целом, это будет большой «Новый Томск» с современной транспортной схемой, со всеми необходимыми социальными объектами. Близость к федеральным автомагистралям, железнодорожному узлу и аэропорту автоматически создает весомую добавочную ценность и инвестиционную привлекательность любым промышленным, логистическим, административным и деловым центрам. К примеру, до сих пор в Томске не нашли места для нового футбольного стадиона и конгресс-центра – нет места. А сюда с удовольствием приедут и жители соседних регионов – Кемеровской и Новосибирской области.

В марте 2015 года было заявлено, что в Концепцию создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» должен быть включен еще один кластер – строительный, а также проект жилого района Южные Ворота.

Предложение депутата Законодательной Думы Томской области Александра Шпетера поддержал на собрании регионального парламента заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов. По его словам, строительный кластер необходимо обязательно включить в Концепцию «ИНО Томск», чтобы регион смог более эффективно участвовать в федеральных программах, которые предусматривают выделение средств федерального бюджета на поддержку строительной отрасли.

На собрании депутатов вице-губернатор познакомил депутатов с обновленной концепцией «ИНО Томск», которая согласно тексту распоряжения правительства РФ «расширит масштабы использования и применения технологических инноваций во всех отраслях промышленности Томской области, вносящих существенный вклад в экономику региона, а также повысит привлекательность региона для инвесторов».

Александр Шпетер напомнил на собрании, что в Томской области принята Стратегия развития строительного комплекса, которая предусматривает создание строительного кластера. Строительный кластер «пронизывает» все остальные кластеры, да и сам по себе формирует значительную часть валового регионального продукта, постоянно увеличивая его. По словам депутата, все эти тезисы напрямую относятся и к концепции «ИНО Томск». Поэтому на сегодняшний день по факту строительный кластер — один из локомотивов экономики региона, который не обозначен в концепции инновационного развития, хотя уже сейчас формирует в нем значительную долю.

При этом новый жилой район Южные Ворота располагается вдоль будущей шестиполосной автомагистрали от южной площадки особой зоны до аэропорта, которая уже входит в «ИНО Томск». Кроме того, Южные Ворота — весомый источник внебюджетных средств, который поможет реализации проекта «ИНО Томск» в целом. 30 млрд рублей частных инвестиций помогут привлечь дополнительные федеральные деньги и средства госкомпаний.

2 февраля 2016 года ТДСК начала выдавать ключи жителям 253 квартир в первом доме мегарайона Южные Ворота.

Район стал участником федеральных и областных программ. До июля 2017 года ТДСК построила в Южных Воротах более 1800 квартир — 100 тысяч квадратных метров — по льготной цене 35 тысяч рублей за метр для участников государственной программы «Жилье для российской семьи».

23 мая 2016 года губернатор Томской области Сергей Жвачкин создал рабочую группу под руководством заместителя по территориальному развитию Анатолия Рожкова, которая должна в комплексе решить проблемы нового микрорайона Южные ворота.

«Новый микрорайон находится в пригороде Томска, и власти двух муниципальных образований — Томска и Томского района — решили еще не все проблемы новоселов, — сказал губернатор Сергей Жвачкин. — Задача областной власти — им помочь».

Как сообщили НИА Томск в пресс-службе администрации региона, рабочая группа была создана сегодня на аппаратном совещании. В ее состав вошли мэр Томска Иван Кляйн, глава Томского района Владимир Лукьянов, а также руководители всех заинтересованных ведомств.

«Жители Южных Ворот сталкиваются с проблемами медицинского обеспечения, общего образования, транспорта, — подчеркнул губернатор. — Многие не знают, в какую школу поведут детей 1 сентября: своих учебных заведений в микрорайоне пока нет, а ближайшие — в областном центре — не записывают учеников из пригорода, к которому относится новый микрорайон».

Глава региона напомнил, что проект «Южные Ворота» является частью большой государственной программы «Жилье для российской семьи». Он содействует и развитию стройкомплекса и закреплению в регионе молодых перспективных специалистов.

«На межведомственном уровне необходимо снять все острые вопросы», — поручил Сергей Жвачкин Анатолию Рожкову.

В августе 2016 года томские власти пообещали, что автобусный маршрутный транспорт в новый томский жилой район Южные Ворота через улицу Континентальную будет запущен после реконструкции улицы, которую пообещали провести в 2018 году. Однако до сих пор решен лишь вопрос с заездом к новостройкам маршрутного автобуса №53 через улицу Степановскую.

В декабре 2016 года томские власти заявили, что работы по расширению железнодорожного Степановского переезда, который создает пробки на нескольких улицах в Кировском и Советском районе города, будут проведены в 2018 году.

Также в декабре 2016 года ТДСК за счет собственных средств начала строительство нового здания для начальной школы и детского сада на 200 мест. Сооружение – комплексное, одну его половину занимает детский сад на 100 мест, вторую половину – начальная школа также на 100 мест.

В июне 2018 года заместитель губернатора Томской области по территориальному развитию Анатолий Рожков пообещал сделать организационные выводы и принять кадровые меры к муниципальным чиновникам, которые не решают вопросы жителей Южных Ворот. Вице-губернатор также подчеркнул, что пока решением социальных вопросов населения Южных Ворот занимается в основном застройщик. Так в 2018 году ТДСК начала в Южных Воротах строительство школы на 1100 мест и нового детского сада с ясельными группами.

Вице-губернатор также рекомендовал заместителю губернатора по социальным вопросам Александру Дееву сделать все возможное, чтобы открыть врачебную амбулаторию в Южных Воротах до 1 июля – без дальнейших переносов сроков.

Кроме того, на контроле областного штаба остаются работы по расширению улицы Континентальной, подготовка к строительству дорог на улицах Тихой и Тояновской.

Были высказаны на штабе замечания по поводу плохого состояния Степановского переезда через железную дорогу. Заместителя губернатора по промышленной политике Игорь Шатурный поручил начальнику департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баеву взять «на заметку» ремонт дорожного полотна через рельсы. По мнению жителей, это должно повысить скорость движения транспорта по переезду, а значит и увеличит его пропускную способность.

С 2015 года по июнь 2018 года в строительство Южных Ворот инвестировано уже 7,9 млрд рублей, из них 6,5 млрд рублей – в жилье (введено 235 тыс. кв. м) и около 400 миллионов – в объекты инфраструктуры и социальной сферы. Из 1 млрд рублей, запланированного на 2018 год, ТДСК вложила в строительно-монтажные работы 393 млн рублей, сдала 17 тысяч «квадратов» жилья и сейчас возводит детский сад на 145 мест и готова приступить к школе на 1100 учащихся.

Строители готовы в сентябре ввести в эксплуатацию детский сад на 145 мест, включая 42 места для ясельной группы. Финансирование жизненно необходимой микрорайону школы на 1100 учащихся заложено в областной бюджет 2020 года. Застройщик готов приступить построить объект на собственные средства и уже к концу 2018-го сдать «коробку», чтобы в сентябре 2019-го в ней начался учебный год.

«Дефицит детских и учебных мест в микрорайоне стремительно растет. Поэтому строителям предстоит в максимально короткие сроки пройти экспертизу и возвести детский сад, а власти приложить максимум усилий, чтобы решить вопрос с финансированием школы и ее запуском в 2019 году», – подчеркнул на июньском заседании штаба вице-губернатор по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто.

источник: НИА Томск.

11 июля 2018 10:00

День открытий в ТДСК
Читать далее

11 июля 2018 09:49

Динамика строительства в микрорайонах ТДСК
Читать далее

10 июля 2018 16:58

Счастливые хлопоты
Читать далее